Типы Крыш
Односкатные крыши. — Мы уже указывали, что готические архитекторы оказывали предпочтение крышам с очень крутым скатом. Сильный уклон не причиняет никаких затруднений, когда дело касается перекрытия изолированного нефа, где нет никаких препятствий для любой высоты крыши. Но совсем иначе обстоит дело с односкатными крышами, покрывающими боковые нефы. Придать крутой уклон этим крышам — значит сильно увеличить высоту всего здания. Поэтому нередко можно встретить в одной и той же церкви очень высокую крышу на центральном нефе и очень пологий скат на боковых нефах.
При пологом скате система стропил с прогонами была наиболее подходящей. Ее применяли без всяких колебаний для боковых нефов даже в тех случаях, когда стропильная система центрального нефа состояла из независимых стропильных пар. Неф собора в Ларзикуре (рис. 216) дает нам один из самых ранних примеров такой крыши без затяжек и подмог; но на боковых нефах этой же церкви стропильные ноги имеют подмоги, детали которых мы приводим на рис. 228, L. Мало-помалу система неусиленных стропильных ног начинает применяться и к боковым нефам, а к XIII в. встречаются уже сооружения такого типа, как приведенные на рис. 228, Р.
Рис. 228 |
Перекрытие нескольких нефов одной крышей. — Иногда пытались перекрыть два или даже три нефа одной крышей. Подобный прием, который можно наблюдать в соборе в Пуатье, придает крыше чрезмерную высоту. Только гражданская архитектура избежала этого преувеличения; в своем месте мы укажем примеры светских зданий с несколькими нефами, из которых каждый имеет свою крышу.
Решение, примененное в гражданской архитектуре, дает заметную экономию средств, но оно же неизбежно создает разжелобки, в которых скопляется снег; именно этого неудобства избежали в Пуатье, сделав одну большую крышу.
Вальмовые крыши; крыши над многоугольным и круглым планом. — Где только возможно, крыша заканчивается простым щипцом. Готические архитекторы допускают сложные формы, когда их нельзя избежать, но без нужды они никогда не стремятся к сложности. Щипец является естественным завершением двускатной крыши, вальмовая крыша появляется только в середине XIII в. (капеллы хора в Амьенском соборе).